Определение бюджетной эффективности выставки

Выставки являются одним из самых эффективных каналов сбыта и продвижения продукции. Качественные выставки, проводимые на современных площадках, являются важнейшим элементом экономической инфраструктуры, чрезвычайно важным для производителей товаров и услуг.

Основная причина, тормозящая развитие выставочной индустрии в России – отсутствие современной специализированной выставочной материально-технической базы. Большое количество выставочных мероприятий сегодня проводится в неприспособленных для этого помещениях (спортивные комплексы, дворцы культуры и др.)

Во всем мире выставочные комплексы строит государство. У нас в стране количество выставочных залов, построенных государством за последние 10 лет можно пересчитать на пальцах одной руки. Недостаточное инвестирование в выставочную отрасль со стороны государства обусловлено, прежде всего, отсутствием достоверной информации об эффективности выставок – для города, области, края, отрасли, всей страны.

Донести до государственных чиновников самого разного уровня информацию об экономической целесообразности и эффективности инвестирования в выставочную инфраструктуру – одна из задач, которая стоит перед профессионалами, работающими в выставочной сфере. Изучение экономического эффекта, получаемого от выставок, предоставит выставочной индустрии возможность быть замеченной на государственном уровне, получить инвестиции и выйти на новый качественный уровень.

По поручению Общего собрания РСВЯ и Комитета по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей ТПП РФ компанией «РуссКом Ай-Ти Системс» была разработана Методика расчета бюджетной эффективности выставочного мероприятия.

В качестве основы для разработки Методики использован многолетний опыт компании по выполнению технического (статистического) аудита выставок и аудита баерских возможностей посетителей выставки, выполняемых по правилам и под контролем международных и российских выставочных институтов (UFI, FKM, РСВЯ).

Цель исследования по расчету бюджетной эффективности выставочного мероприятия: количественно измерить бюджетные выгоды (в денежном эквиваленте), получаемые российским государством при проведении выставки.

Выгоды, которые получит государство от выставочного мероприятия, определяются фактической величиной налоговых поступлений в бюджеты всех уровней – муниципальный, региональный и федеральный.

Согласно Методике, при расчете предполагаемой величины налоговых поступлений учитываются:

Метод получения данных для расчета бюджетной эффективности выставки - индивидуальные экспертные интервью представителей руководящего звена компаний экспонентов и посетителей, а также данные ФНС РФ.

Размер выборки респондентов определяется по нормам статистики:

Количество посетителей Количество респондентов
до 3000 чел. не менее 8% от количества посетителей
от 3000 до 5000 чел. не менее 250 чел.
от 5000 до 10000 чел. не менее 5% от количества посетителей
от 10000 до 25000 чел. не менее 500 чел.
от 25000 до 50000 чел. не менее 2% от количества посетителей
свыше 50000 чел. не менее 1000 чел.


Пример результатов расчета показателей бюджетной эффективности выставки

В качестве примера, приводятся исходные данные и результаты расчёта бюджетной эффективности выставки, имеющей следующие статистические параметры:


Общее количество экспонентов 144 компаний
Количество приезжих национальных экспонентов 50 компаний
Количество приезжих иностранных экспонентов 22 компаний
Общее количество посетителей
5 630 человек
Общее количество уникальных компаний, которые прислали посетителей на выставку 3 466 компаний
Количество приезжих иностранных посетителей
450 человек
Количество приезжих иногородних посетителей
1520 человек
Общая площадь выставки нетто
2539 кв. м
Среднее количество человек от каждого экспонента
5 человек
Среднее время пребывания приезжего экспонента  6 дней (5 ночей)
Среднее время пребывания приезжего посетителя 3 дня (2 ночи в гостинице)

Формат выставки: b2b.

Тема выставки: товары для детей.

Экспоненты были представлены компаниями двух видов экономической деятельности – компании-производители и компании-оптовики, в соотношении - 45 на 55. Из них доля компаний-производителей, получивших денежные поступления по итогам проведения выставки, по ее теме, зарегистрированных в регионе проведения выставки, составила 42%, а доля компаний-оптовиков, получающих денежные поступления, по итогам проведения выставки, по ее теме, зарегистрированных в регионе проведения выставки, составила 58%.

Для получения данных о величине потраченных сумм за сервис-услуги, связанные с подготовкой и проведением выставки (транспорт, связь, гостиницы, питание и т.д.), а также о величине заключённых контрактов использовался метод интервью. Для получения данных о величине поступивших налоговых платежей в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности использовались данные ФНС РФ.

В результате исследований получены следующие значения:

Оценка суммы контрактов на закупку товаров и услуг, заключенных по ее итогам в течение 3-х месяцев после проведения выставки, с доверительной вероятностью 80% находится в доверительном интервале от 631 220 000 руб. до 749 713 000 руб. (среднее округленное значение – 690 000 000 руб.)

Бюджетная эффективность выставки для региона, в котором она проводилась, с доверительной вероятностью 80%, находится в доверительном интервале от 33 748 000 рублей до 42 568 500 рублей.

Данный интегральный показатель состоит из бюджетных поступлений, которые были сделаны всеми бюджетными агентами данного региона во все виды бюджетов (приведены усредненные значения):

В результате проведения выставки поступило в бюджеты:

В федеральный - 13 040 000 руб.

В региональный - 18 200 000 руб.

В местный - 7 110 000 руб.

Сумма налоговых поступлений, которые получил бюджет РФ от участников выставки из других регионов, с доверительной вероятностью 80% находится в доверительном интервале от 59 015 500 рублей до 77 067 300 рублей.

Общие бюджетные поступления от данной выставки, для бюджетов всех уровней, которые сформировались к уплате в течение трех месяцев после окончания выставки, с доверительной вероятностью 80%, находится в доверительном интервале от 94 864 000 до 122 892 000 рублей.

Обращаем внимание, что каждый из показателей бюджетной эффективности по уровням бюджета был рассчитан, исходя из фактической доли распределений и фактических налоговых поступлений по различным видам экономической деятельности от всех участников, вовлеченных в процесс выставочной деятельности, на соответствующие счета государственных органов.

Компания «РуссКом Ай-Ти Системс» готова предложить всем заинтересованным лицам спектр услуг, связанных с использованием Методики расчета бюджетной эффективности по следующим направлениям: