Expo-Vedomosti № 2/3, 2012. Государство поможет?

Есть ли перспективы у частно-государственного партнерства в выставочной сфере? И какой должна быть роль государства в создании инфраструктуры выставочного бизнеса в регионах? В Торгово-промышленной палате России состоялось заседание профильного Комитета ТПП РФ, посвященное этому вопросу.

 

В заседании Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, проходившем 4 апреля 2012 года, приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, торгово-промышленных палат и ведущих выставочных компаний.

 

Вел заседание председатель Комитета ТПП РФ Юрий Котов. Он напомнил о расширенном заседании Правления ТПП РФ, проходившем 28 октября 2011 года с участием Владимира Путина. По итогам заседания Минпромторгу, Минэкономразвития и Минрегиону России было дано поручение при участии ТПП РФ разработать Концепцию формирования в регионах выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах частно-государственного партнерства и план мероприятий по ее реализации.

 

БОЛЬШИНСТВО РЕГИОНОВ – ЗА!

 

О подготовке Концепции рассказал директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ Игорь Коротин.

 

Для выполнения поручения Владимира Путина была создана рабочая группа, в которую вошли представители ТПП РФ, РСВЯ и региональных торгово-промышленных палат. Особенно активную помощь оказали «Экспоцентр», «Рестэк» и «РуссКом Ай-Ти Системс».

 

Рабочая группа подготовила проект концепции, план ее реализации и перечень, включающий 36 региональных инвестиционных проектов по строительству выставочно-конгрессных центров.

 

В начале февраля первый заместитель председателя Правительства России Виктор Зубков подписал новое поручение: Минпромторгу, Минэкономразвития и Минрегиону России совместно с ТПП РФ и заинтересованными администрациями регионов предписано организовать разработку Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.

 

Выполняя оба поручения, специалисты ТПП РФ направили руководителям регионов письма с просьбой представить соответствующие предложения.

 

К началу апреля пришло 50 ответов. Руководство 40 регионов выразило готовность развивать выставочную деятельность и способствовать созданию инфраструктуры. Представители 7 регионов отказались (имеющаяся материально-техническая база их устраивает). В трех случаях воздержались от ответа, заявив, что хотят глубже изучить тему.

 

В то же время в присланных ответах был сформулирован ряд проблем и высказаны конкретные предложения. О чем идет речь?

 

Прежде всего, на федеральном уровне нужно принять единый нормативно-правовой акт и выработать единую государственную политику в области выставочной-ярмарочной и конгрессной деятельности, определить общие правила проведения мероприятий и основные формы участия в них государства (виды господдержки, механизмы выделения бюджетных средств и пр.). При этом следует координировать работу органов исполнительной власти, ТПП, общественных организаций и предпринимателей.

 

Необходимо также ввести специальные требования к местам проведения выставок, закрепить правовой статус экспонентов, определить их права, обязанности и функции.

 

Не менее важная задача – создание единого информационного пространства для анализа, оценки и прогнозирования развития отрасли.

 

Обобщая сказанное, Игорь Коротин сформулировал несколько задач:

 

 совместно с территориальными палатами и организаторами выставок завершить анализ и обобщение предложений, поступающих из регионов;

 

– вместе с Минрегионом и Минэкономразвития России проработать механизм выполнения поручений руководства Правительства России с учетом опыта подготовки и реализации федеральных целевых программ;

 

– обратиться в Минпромторг России с предложением активизировать роль министерства как головной организации по выполнению поручений руководства Правительства России, сформировать новую рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон, включая федеральные и региональные органы исполнительной власти, ТПП РФ и РСВЯ. Рабочая группа должна рассмотреть предложения по подготовке Концепции, подготовить итоговый проект документа и вынести его на широкое общественное обсуждение.

 

Включившись в дискуссию, президент ГП «РЕСТЭК» Сергей Трофимов напомнил о Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности, одобренной Правительством России 26 марта 2001 года. Действует ли она? Документ этот не имеет срока давности, его никто не отменял, и сегодня его можно актуализировать. Говоря о ходе подготовки Концепции, он спросил: выступит ли выставочное сообщество в роли лидера, станет ли давать государству конкретные предложения? Или будет лишь задавать вопросы, и просить денег? По мнению Сергея Трофимова, в сложившейся ситуации реальным координатором выставочной отрасли должен стать профильный Комитет ТПП РФ.

 

Исполнительный директор РСВЯ Людмила Смородова отметила: члены Союза единодушны в том, что «центр тяжести» Концепции надо перенести на развитие материально-технической базы, Концепция должна отражать все этапы формирования выставочной инфраструктуры, но главное – нужно разработать четкий механизм реализации поручения руководителей Правительства России, взяв за образец федеральные целевые программы. Каждый проект обязан иметь глубокое технико-экономическое обоснование, прежде всего, примерный план загрузки комплекса и расчет экономической эффективности от его деятельности для экономики региона.

 

Вице-президент ТПП Республики Башкортостан Азат Фазлыев призвал включить выставочно-ярмарочную деятельность в список стратегических и приоритетных отраслей народного хозяйства. Подобная мера даст импульс развитию государственной поддержки отрасли, в том числе – созданию материально-технической базы. Чтобы добиться этого, следует активнее использовать существующую нормативную базу о частно-государственном партнерстве, – уверен он.

 

Президент Белгородской ТПП Валерий Скруг предложил подключить к разработке и реализации Концепции Агентство стратегических инициатив (АСИ). Одно из четырех направлений работы этого Агентства – создание отраслевых проектов, которые могут тиражироваться и стать основой новой экономики России. Вне всяких сомнений, к ним относится и строительство региональных выставочных центров.

 

Не столь оптимистичен генеральный директор «ВЦ «Пермская ярмарка» Сергей Климов. «Давайте честно смотреть в глаза друг другу: из федерального бюджета мы не получим денег на строительство выставочных центров в регионах» – сказал он. – В то же время, если руководство федеральных министерств четко скажет, что это дело нужное, а финансово-кредитные организации дадут реальные гарантии под инвестиционные проекты, на местах найдут возможность строить. Именно так происходит сегодня в Перми – в июне начнется строительство нового павильона «Пермской ярмарки» площадью 5000 кв.м.

 

ЗАКРЕПИТЬ ПРАВА ИНВЕСТОРОВ!

 

Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» Сергей Беднов предложил закрепить законодательные гарантии для инвесторов, участвующих в проектах частно-государственного партнерства. Представим, что частный инвестор вкладывает огромные средства в предварительные работы, создает проект, а потом решением местных властей изменяется назначение земель, отведенных под комплекс, и строить уже нельзя. Не получится ли так, что вся его работа пойдет  впустую,  а  затраченные  деньги  пропадут? – спросил он. – Частному инвестору нужны гарантии. Что это будет – инвестиционный договор, контракт, – другой вопрос, но в любом случае здесь должны быть четкие правовые рамки. Помимо этого, в Концепции необходимо прописать механизм создания выставочной инфраструктуры в регионах.

 

ЧТО ВЗЯТЬ ЗА ОБРАЗЕЦ?

 

Валерий Скруг предложил утвердить проект выставочного комплекса «Белэкспоцентр» в Белгороде в качестве пилотного для тиражирования в регионах.

 

Иного мнения придерживается Людмила Смородова, она считает, что в качестве универсального архитектурно-планировочного решения надо взять типовой проект регионального выставочного центра, разработанный при участии экспертов ТПП РФ, «Экспоцентра» и архитектурного бюро «Авангард». В каждом регионе этот проект может быть доработан с учетом местных условий.

 

ЕСТЬ ЛИ ПОЛНОМОЧИЯ У РЕГИОНОВ?

 

Говоря о предложениях, поступающих из регионов, Игорь Коротин отметил, что многие предлагают законодательно утвердить в рамках полномочий субъектов Российской Федерации применение мер государственного регулирования и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Сегодня, когда таких полномочий нет, выделять бюджетные средства на создание выставочной инфраструктуры крайне сложно, а порой и просто невозможно, – пишут они.

 

Так хватает ли регионам полномочий? В ответе на этот вопрос мнения представителей федеральной и региональной исполнительной власти кардинально разошлись.

 

Начальник Управления по связям со СМИ, маркетинга и конгрессно-выставочной деятельности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга Алексей Яковлев подчеркнул, что сегодня исполнительная власть не имеет полномочий развивать выставочно-ярмарочную деятельность, поскольку нет ее законодательного закрепления как отдельной отрасли. Пока не будет соответствующего федерального закона, нельзя говорить о роли государства в координации и развитии данной отрасли. Речь может идти лишь об отдельных мероприятиях в рамках целевых программ.

 

Противоположного мнения придерживается заместитель директора Департамента развития регионов и муниципальных образований Минрегиона России Олег Иванов. По его словам, действующее законодательство никак не ограничивает права регионов на реализацию проектов частно-государственного партнерства в выставочной сфере. Прямо или косвенно, но в России есть нормативно-правовая база, регулирующая вопросы такого партнерства, это, в частности, Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, другие документы.

 

Нормативная база в этой области постоянно совершенствуется. Но главное - в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» никто не запрещает выйти с инициативой использовать механизм частно-государственного партнерства для развития выставочной деятельности в регионах. Не запрещают и не ограничивают чьи-либо полномочия в этой сфере и основные федеральные законы, определяющие порядок работы местных органов власти: №184-ФЗ и №131-Ф3.

 

ПОМОЖЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВО? И КАК ЕМУ ДОКАЗАТЬ, ЧТО ВЫСТАВКИ ВЫГОДНЫ?

 

Людмила Смородова привела в пример мировой опыт, отметив, что за рубежом давно пришли к распределению сфер влияния: инфраструктура, дороги и коммуникации принадлежат государству (региону, городу), а сам комплекс – бизнесу. К выставочному центру предъявляется требование самоокупаемости, он не должен быть источником прибыли и рассматривается как катализатор развития экономики. Регион получает доход от делового туризма, выполнения контрактов и т.д. По оценке Ассоциации немецких торговых ярмарок (AUMA) в Германии на один евро, вложенный в развитие выставочного центра, регион получает семь евро прибыли. И это не только следствие обеспечения занятости населения, загрузки гостиниц и транспорта. В первую очередь регион получает макроэкономический, инвестиционный, имиджевый, в общем – мультипликативный эффект.

 

МИНПРОМТОРГ РОССИИ – ПРОТИВ

 

Заместитель директора Департамента Минпромторга России Дмитрий Готовцев уверен: выставочники сами прекрасно понимают, что просить у государства компенсацию 50% затрат на строительство выставочного комплекса, который непонятно как будет использоваться, по меньшей мере, некорректно. По его словам, все такие проекты носят коммерческий характер. Хорошо, что в Германии на один вложенный евро приходится семь евро прибыли, но это говорит лишь о том, что в строительстве выставочных центров в первую очередь заинтересованы регионы. Если частный инвестор, понимающий толк в выставочном бизнесе, готов строить комплекс и гарантирует, что за определенный срок окупит инвестиции, регион должен быть в этом заинтересован, и помочь ему. На федеральном уровне государство может лишь гарантировать нормативно-правовое обеспечение этой деятельности, принять необходимые законодательные акты, скажем, облегчить кредитное бремя или помочь с привлечением кредитных ресурсов.

 

Генеральный директор ООО «РуссКом Ай-Ти Системс» Андрей Жуковский рассказал о методиках расчета эффективности в выставочной отрасли, разработанных по поручению Комитета ТПП РФ и Общего собрания РСВЯ. Главный вопрос, на который пытались дать ответ разработчики: какую прибыль от проведения выставок получают федеральный, региональный и местный бюджеты.


Возврат к списку