Expo-Vedomosti №3, 2009. Каков портрет средней российской выставки?

Со времени начала работы в качестве официального аудитора, работающего под контролем РСВЯ, компания РуссКом Ай-Ти Системс провела аудит 420 выставочных мероприятий. Из них – 355 (или 84,5%) – были российскими выставками. Остальные 65 – были выставками, проводимыми в странах СНГ. В данной статье нам хотелось бы привести средние статистические показатели, посчитанные на основании совокупности всей имеющейся выборки проверенных выставок – как для России, так и по всему СНГ.

 

Как нам кажется, ценность публикуемых показателей, прежде всего в том, что они являются относительными, благодаря чему появляется возможность сравнения различных выставок между собой.

 

Например, предлагаемый показатель «плотность посетителей», равен отношению количества уникальных посетителей выставки к ее площади нетто. Очевидно, что данная цифра позволяет сравнивать любые выставки – и большие, и маленькие, поскольку даже интуитивно понятно, что, чем больше площадь – тем больше на ней бывает посетителей, и наоборот. Следовательно, пропорция кол-во посетители/площадь действительно может являться критерием для сравнения, в соответствии с которым маленькая выставка может оказаться эффективнее, чем большая.

 

Аналогично – показатель, равный доле посетителей, проехавших с целью посещения выставки более 500 км. Поскольку мы здесь говорим о доле, то данный показатель также является универсальным, а значит, по нему можно сравнивать самые различные выставочные мероприятия, имеющие разнообразную посещаемость и размеры.

 

Таким образом, цели данной работы достаточно очевидны, благодаря ней становится возможным:

 

– понять портрет средней российской выставки;

– понять, как данная, конкретная выставка соотносится с данными показателями, условно говоря – чем она «лучше» или «хуже» «средней» выставки, проводимой в стране и СНГ;

– получить возможность сравнивать различные, прежде всего, аналогичные по профилю, выставочные мероприятия между собой и т.д.

 

Перечень коэффициентов, их расшифровка и значение рассчитанных показателей приведены в нижеследующей таблице:

 

 N п/п

Наименование показателя

Расшифровка

Значение среднего показателя по состоянию на 25.05.2009 года**, все выставки (страны СНГ, не включая Россию)

Значение среднего показателя по состоянию на 25.05.2009 года***

Только Российские выставки

 1.

Расстояние (км) проделанное посетителями с целью посещения выставки*

 

·         Доля посетителей, проехавших более 500 км. с целью посещения выставки – в % соотношении от общего количества посетителей.

·         Доля посетителей, проехавших более 1000 км. с целью посещения выставки – в % соотношении от общего количества посетителей.

·         Доля посетителей, проехавших более 2000 км. с целью посещения выставки – в % соотношении от общего количества посетителей.

·         Доля посетителей, проехавших более 3000 км. с целью посещения выставки – в % соотношении от общего количества посетителей.

Показатель характеризует процентное соотношение посетителей, проехавших определенное расстояние от места работы до места проведения выставки

Показатели пока не определены

Показатели пока не определены

 2.

Количество уникальных посетителей в пересчете на 1 кв.м. нетто (плотность посетителей)

Определяет соотношение общего количества уникальных посетителей к общей площади нетто (кв.м.).

2,6 уникальных посетителей на один кв. м. нетто.

 

3,1 уникальных посетителей на один кв. м. нетто.

 

 3.

Количество посетителей-специалистов в пересчете на 1 кв.м. нетто (плотность посетителей-специалистов)

Определяет соотношение общего количества посетителей-специалистов к общей площади нетто (кв.м.)

2,0 посетителей-специалистов на один кв.м. нетто.

1,7 посетителей-специалистов на один кв.м. нетто.

 4.

Доля специалистов в общем числе посетителей выставки

Показатель отображает процентное соотношение специалистов от общего количества посетителей.

81,7% посетителей-специалистов от общего количества посетителей.

72,4% посетителей-специалистов от общего количества посетителей

 5.

Посещаемость выставки в днях

Определяет соотношение общего количества посещений к общему количеству уникальных посетителей и показывает, сколько дней посещает выставку средний посетитель.

1,3 дня.

1,4 дня.

 6.

Плотность застройки (ширина проходов)

Определяет соотношение общей площади брутто к общей площади нетто.

Чем выше коэффициент, тем выставка «просторнее».

 

2,2

Это означает, что на каждые 1000 кв.м. площади брутто, в среднем, приходится 455 кв.м. площади, нетто.

2,7

Это означает, что на каждые 1000 кв.м. площади брутто, в среднем, приходится 373 кв.м. площади, нетто.

 7.

Площадь среднего стенда

Определяет соотношение общей площади нетто к общему количеству экспонентов.

20,2 кв.м.

18,9 кв. м.

 8.

Уровень принятия решений*

Показатель определяется в ходе выборочного опроса посетителей, проводимого на протяжении всей работы выставки, либо по итогам аудита обязательной регистрации посетителей.

 

Не определен

– Посетители, принимающие решение – 34,7% от общего количества посетителей.

– Посетители, влияющие на принятие решений – 54,7% от общего количества посетителей

– Посетители, не влияющие на принятие решений – 10,6% от общего количества посетителей

 9.

Доля посетителей, целью посещения которых являются закупки/проведение переговоров о закупках*

Показатель определяется в ходе выборочного опроса посетителей, либо по итогам аудита обязательной регистрации посетителей.

 

Не определен.

57,3% от числа уникальных посетителей выставки

 

Примечания:

* Только для выставок, прошедших дополнительные исследования, связанные с качественным составом посетителей.

 

По состоянию на 25.05.2009 года углубленный аудит прошло всего 12 выставочных мероприятий. Все выставки, которые прошли дополнительные исследования, являются российскими.

 

**, *** По состоянию на 25.05.2009 года аудит прошло 420 выставочных мероприятий – 355 российских и 55, проходивших в странах СНГ. Выставочный аудит проводится уполномоченной аудиторской компанией РуссКом Ай-Ти Системс, работающей под контролем Российского Союза Выставок и Ярмарок и UFI (Всемирной ассоциацией выставочной индустрии, штаб – квартира в Париже).

 

Конечно, необходимо понимать, что все приведенные показатели являются средними, а значит – характеризуют лишь «среднюю температуру по больнице». Знать их, несомненно, надо, но прямое сравнение приведенных данных для выставок различных тематик и форматов не всегда является абсолютно корректным. Большинство выставок работает на рынках с разными оборотами и нормами прибыли, на которых трудится различное количество специалистов.  А значит, большие и хорошие цифры для одной отрасли, могут оказаться совсем небольшими для другой.

 

Также, сильно между собой могут отличаться выставки, работающие в сегментах b2c и b2b. Так, плотность посетителей на один квадратный метр нетто, будет, очевидно выше у первых, а доля специалистов и посещаемость выставки в днях, скорее - у вторых.

 

Тем не менее, еще раз – нам кажется, что подсчет и публикация данных коэффициентов может оказаться достаточно любопытной.

 

Сравнив приведенные данные, мы увидим некоторую разницу между Российскими выставками и выставками, проводимыми в СНГ. Существенная разница в посетителях-специалистах объясняется тем, что подавляющее большинство выставок, прошедших аудиторскую проверку, являлось чистыми мероприятиями формата b2b.

 

Кстати, если обработать данные, которые приводит FKM, то ситуация в мире относительно приведенных параметров выглядит следующим образом: плотность посетителей несколько меньше российской (она равна 2,8 или на 10% меньше), величина среднего стенда, наоборот – выше (она равна 34 кв.м или выше в 1,8 раза), плотность застройки равна 2,3 (т.е. выставки за рубежом, в среднем, являются более «тесными» на 15%), целью посещения называют закупки/проведение переговоров о закупках - 52,4% посетителей (что на 3% меньше, чем у нас).

 

Т.е. российские выставки, по сравнению с мировыми, выглядят, в целом, достаточно хорошо, а по некоторым из приведенных показателей они их превосходят. Явное отставание выражено только в размере среднего стенда – что, наверное, говорит, о некоторой перспективе, которая открывается перед организаторами, если говорить о том, что все мы постепенно движемся в сторону развитого рынка.

 

Для определения показателей по конкретной выставке, необходимо взять исходные данные, размещенные в аудиторском свидетельстве о прохождении аудита (размещенных на множестве сайтов, например – http://www.uefexpo.ru/, http://www.auditexpo.ru/, http://www.informexpo.ru/) и обработать их.

 

Если публикация приведенных показателей получит поддержку выставочного сообщества, то соответствующие разделы данных сайтов могут быть дополнены, с тем, чтобы данные цифры высчитывались автоматически.

 

Хочется также обратить ваше внимание на показатели, помеченные значком *. Они получены в результате прохождения, так называемых,  «необязательных» видов аудита – аудита качественного состава посетителей, аудита баерского потенциала или аудита баерских возможностей выставки.

 

С начала 2009-го года наша компания выполнила 12 подобных проверок выставок. Как нам кажется, полученные данные достаточно серьезно помогли организаторам, ведь одна из главных причин, по которым сегодня потенциальные экспоненты отказываются принять участие в выставках – это их неверие в то, что выставка  поможет им заработать. Что доходность данного маркетингового канала (ROI) является положительной, тем более что она выше, чем у Интернета или профессиональных СМИ. Поэтому цифры в 5-10 миллиардов рублей, равные баерскому потенциалу выставки, несомненно, помогают их убеждению. Помимо того, что это чистая правда, помимо того, что это интересные маркетинговые данные, эти миллиарды рублей оказываются отличным психологическим приемом, который может изменить отношение экспонентов к выставке, как к средству продаж.

 

Нам хотелось бы еще раз обратить внимание всех организаторов на эффективность аудита баерского потенциала выставки и призвать их к его широкому использованию в своей текущей работе.

 

Жуковский Андрей Кузьмич

Генеральный директор РуссКом Ай-Ти Системс


Возврат к списку