Expo-Vedomosti № 3, 2008. Андрей Жуковский «Выставочный аудит – новые перспективы»

Выставочный аудит в России продолжает набирать обороты, но, в целом, этот рынок, наверное, уже близок к режиму «насыщения». Сейчас аудит регулярно проходит большинство крупных выставочных мероприятий нашей страны.

 

Давайте посмотрим на цифры:

 

в 2005 году аудит прошло 56 выставок;

в 2006 году – 89 выставок;

в 2007 году – 138 выставок.

 

За 5 месяцев 2008 года аудит прошли 75 выставочных мероприятий.

 

С учетом того, что многие выставки прошли аудиторскую проверку уже дважды (а некоторые – уже и трижды), общее число уникальных выставок, прошедших аудит, находится в районе двухсот, что, по некоторым оценкам, составляет около 10% от общего количества мероприятий, проводимых в России.

 

Аудит проводят подавляющее большинство выставочных операторов, работающих на российском рынке. «Экспоцентр», ВВЦ, «Ленэкспо», МВК, ITE, Reed Exhibitions, «Примэкспо», «Евроэкспо», РВК «Эксподизайн», «Максима», «Рестэк», «Интероптторг», «Нижегородская ярмарка», «Казанская ярмарка», «Красноярская ярмарка», «РЛП-Ярмарка», «Защита Экспо», «Росинэкс», «СОУД-Сочинские выставки», «Сибико», «Фарэкспо», «Кузбасская ярмарка», «Алтайская ярмарка», Turkel, «Металл-Экспо», «КраснодарЭКСПО», «Пермская ярмарка», «Экспо-Волга», «Экспопарк», «Текстильэкспо», «Софит-Экспо», «Экспо-Экос», «Экспофар», «Интерсиб», Polipro­ject Exhibitions, «Молдэкспо» – вот далеко не полный перечень тех, кто проводит аудиторскую проверку большинства своих выставочных мероприятий. Хочется еще раз поблагодарить всех и сказать о том, что эти компании не на словах, а на деле выступают за прозрачность выставочного рынка России, за его цивилизованное развитие, за дальнейшее включение нашей страны в общемировую выставочную сеть. А это – и наша репутация в глазах мирового сообщества, и рост экономики, и, в конечном счете, – поднятие уровня жизни всех наших сограждан.

 

Мне кажется, что информация, которую я сейчас привел, красноречиво говорит о том, что за 4 года, благодаря усилиям, прежде всего, исполнительной дирекции РСВЯ,  компании-аудитора, всех выставочных СМИ, да и всего выставочного сообщества в целом, в России создана реально работающая система аудиторской проверки выставочных мероприятий, соответствующая международным стандартам. Международное признание выстроенной системы, после пресс-конференции управляющего директора UFI Винсента Жерара, проведенной им на территории ЗАО «Экспоцентр» в конце мая текущего года, не вызывает сомнения уже ни у кого.

 

Во время своего визита в Россию, Винсент Жерар выполнил детальный анализ методик проведения аудита, существующего в нашей стране. Он посетил две выставки – «Металлообработка»  (организатор – ЗАО «Экспоцентр») и «Федеральную  выставку-ярмарку  продукции  предприятий  малого и среднего бизнеса – 2008» (организатор ГАО ВВЦ). Во время этих посещений он на практике глубоко ознакомился с методологией подсчета площадей, участников и посетителей, задал нам массу вопросов, сделал множество комментариев.

 

Во время рабочих встреч, которые всегда проходили в формате UFI – РСВЯ – «РуссКом Ай-Ти Системс», было обсуждено множество рабочих тем. Винсент Жерар детально рассказал нам о том, как работают аудиторы во Франции и Америке. Мы показали ему несколько наших «ноу-хау», например, как наши аудиторы используют во время работы на площадке карманные компьютеры, что, в итоге, с одной стороны, приводит к значительному сокращению времени обработки данных, а с другой, повышает точность подсчета, поскольку во многом убирает влияние человеческого фактора.

 

Мы много беседовали о проблемах, стоящих как перед «российским» аудитом, так и аудитом, существующем во всем мире. Кстати, многие проблемы, с которыми сталкивается Россия, характерны для очень многих стран, в которых выставочный аудит только начинает крепнуть и становится обычным маркетинговым инструментов для профессионалов.

 

Практически во всех таких странах попадаются организаторы выставок, которые не хотят проходить аудит и всячески этому противодействуют. При этом в качестве аргументов компании везде называют приблизительно одни и те же причины. Например, они говорят о том, что надо логически «отвязать» аудит от всех международных и национальных знаков отличия выставки, мол, пусть знаки присваиваются отдельно, «сами по себе», и аудит – тоже пусть проводится отдельно. Результаты аудита, мол, не должны влиять ни на что, ни на получение знаков, ни на получение иных способов поддержки. Винсент Жерар подчеркнул, что эта позиция направлена на защиту своих сиюминутных интересов и является, как минимум, недальновидной.

 

Невозможно выстроить профессиональный рынок в национальных масштабах, думая только о своих выгодах. Истинное количество  продаваемых метров и привлеченных на выставку участников и посетителей может влиять на вполне конкретные имущественные интересы, это понятно, но причем же здесь общенациональный рынок и его правила игры? Кто может исключить, что через некоторое время ситуация не изменится на противоположную, и организатор, который кричал «ату, аудит!», не станет кровно заинтересован в данных аудита так же, как сейчас заинтересован в обратном? Тогда он будет готов сделать все, чтобы его клиенты узнали достоверные данные о его конкурентах! Неужели эта простая мысль не может дойти до голов тех, кто сейчас становится на этот путь?

 

Многие начинающие страны также проходят через серьезную «раскачку» только что созданной проверочной системы. Как правило, такая «раскачка» проходит путем предложений о ее всевозможной модернизации, сами же изменения практически никогда не носят конструктивного характера. За всем этим стоит все то же извечное желание переделить рынок, сместить центры влияния и учесть чьи-то «незаслуженно» забытые имущественные интересы.

 

Итак, мы влились в международную выставочную среду полноценным образом – со всеми ее многочисленными достоинствами, как впрочем, и недостатками. Что ждет российский аудит, который теперь стал уже полноценным игроком на международном поле?

 

Конечно же, необходимо продолжать продвижение результатов выставочного аудита среди участников и профессиональных посетителей выставок. В настоящее время они публикуются в «Европейском сборнике FKM», на сайте UFI, в газете «Удача-ЭКСПО», в справочниках «Выставки Москвы» и «Выставки и ярмарки», журнале «Экспорепорт»,  интернет- сайте РСВЯ, интернет-сайте informexpo.ru, крупнейших web-порталах России: allexpo.ru, exponet.ru, vmost.ru.

 

Я также с удовольствием хочу сказать о том, что в мае 2008 года стартовал новый проект, посвященный выставочному аудиту в России: сайт www.auditexpo.ru.

 

Данный ресурс несет самую полную информацию, посвященную аудиту. На нем опубликованы правила и методики ведения аудита, детальные отчеты по проведенным аудиторским проверкам, перечень выгод, которые получает экспонент от использования результатов аудита, сборник вопросов и ответов об аудите, новости, статьи в прессе. Разумеется, там же можно разместить заявку на проведение аудита.

 

Помимо информационной функции сайт несет яркую образовательную функцию, например, впервые там расположен калькулятор, который позволяет любому экспоненту высчитать площадь эффективной переговорной зоны, которую ему целесообразно приобрести в случае, если фирма ставит своей целью охват всех своих потенциальных клиентов – посетителей выставки с наименьшими затратами. Площадь рассчитывается на основании информации, предоставляемой аудитом качественного состава посетителей выставок.

 

В общем, проблем перед аудитом в России, как всегда, стоит немало, но есть уже и результаты, которыми можно гордиться. Я очень рад, что нам удалось выстроить все эти процессы, наладить взаимодействие с ключевыми игроками на этом поле, подобрать и обучить отличную команду вовлеченных в это дело профессионалов.

 

Главная задача на ближайшие годы – не развалить то, что есть, развивать все это не революционно, а эволюционно, сохраняя и приумножая то, что у нас есть. От этого, как мне кажется, выиграют все – организаторы, которые будут конкурировать между собой по более честным и понятным для всех правилам, экспоненты и посетители, которые смогут более взвешенно и аргументировано осуществлять свой выбор тех или иных выставочных мероприятий, и, наконец, государство, которое получит более прозрачный, открытый, а значит - более конкурентный, динамичный и эффективный российский выставочный рынок.

 

Андрей Жуковский,

генеральный директор компании «РуссКом Ай-Ти Системс»


Возврат к списку