ExpoReport №10, 2006. Игорь Филоненко: Не делайте из аудита фетиш

Конкуренция на российском экспорынке ужесточается из года в год. Соответственно, возрастают и требования к выставочной деятельности. Так в 2006–2007 гг. все выставки, отмеченные Знаком РСВЯ, должны будут пройти аудиторскую проверку показателей, в противном случае их действие будет приостановлено. Но даже после проведения аудита находятся компании, которые публикуют ложную, отличную от аудиторских показателей информацию. Какова реакция рынка? На этот и другие вопросы в интервью нашему журналу отвечает Игорь Филоненко, генеральный директор компании «Защита Экспо».

 

– Игорь Константинович, насколько необходима аудиторская практика российскому экспорынку?

 

– Выставочную деятельность как сферу услуг оценить достаточно сложно. Важно структурировать понятие качества выставочной услуги. Так как это и реакция посетителей на выставку, и качество предоставляемых услуг по оборудованию стендов, и условия выставочного комплекса, где проходит выставка. В итоге качество ретранслируется через выставочную статистику. Она важна как для субъектов рынка, так и для всех тех, кто в этом рынке заинтересован: баеры, производители, чиновники, круг потребителей выставочных услуг. Они черпают информацию о выставке через ту самую статистику.

 

– Вас, как организатора выставок, устраивает тот факт, что пока на рынке нет альтернативного компании «РуссКом Ай-Ти Системс» аудитора?

 

– Благодаря этой компании аудит прошли больше сотни выставок, в том числе, и две наши выставки – «Джинсы» и «Технологии безопасности». У меня нет никаких претензий к профессионализму сотрудников компании и к методологии, которой они пользуются. «РуссКом Ай-Ти Системс» активно учится. За небольшой промежуток времени компания сумела постичь специфику и проблематику выставочного аудита.

 

Если говорить об альтернативах, я выступал за функционирование нескольких аудирующих компаний помимо «РуссКома», но таковых на рынке просто не нашлось.

 

– Какие выставки, проводимые вашей компанией, в ближайшее время пройдут аудит?

 

– Я не хочу выделять какие-то отдельные проекты. Могу сказать совершенно точно, что все наши выставки рано или поздно пройдут аудит. Вопрос в другом: мы считаем, что аудировать нужно не потому, что все аудируют, а попутно выполняя еще некоторые задачи. Аудит выставки «Технологии безопасности» мы провели, поскольку таковым было требование UFI. Данная проверка никаких новых сведений для нас не дала, просто убедила нас, наших участников и посетителей выставки, что цифры, которые мы публиковали ранее, не завышены. Аудируя выставку «Джинсы», наша компания также преследовала определенные цели: по результатам аудита и соответствующих проверок мы получили знак РСВЯ.

 

– Рассматриваете ли Вы перспективу работы с иностранными аудиторами?

 

– Как я уже говорил выше, нашу компанию вполне устраивает качество работы «РуссКом Ай-Ти Системс». Если этому аудитору доверяет UFI, то почему я должен ставить под сомнение деятельность этой компании. Статистика – важный фактор. Участники и экспоненты, конечно, ориентируются на статистику, но еще больше на то, какую роль этот проект играет в их бизнесе. В этом смысле аудит важен, но его не надо превращать в фетиш.

 

– Как Вы тогда прокомментируете заявления Сергея Алексеева о том, что в 2006–2007 гг. все выставки, отмеченные Знаком РСВЯ, должны будут пройти аудиторскую проверку показателей, в противном случае его действие будет приостановлено. Насколько это решение руководства РСВЯ кажется Вам оправданным?

 

– Как подход, это правильное решение. Аудит – это не вопрос доверия и недоверия, а вопрос единых правил ведения бизнеса. Мы должны совершенно четко формулировать свои позиции и быть честными перед своими экспонентами и коллегами. И публикуемые цифры, связанные с экспонентами и посетителями, должны быть подвергнуты жесткой проверке.

 

Насколько этот контроль должен быть тотальным – не знаю. Опыт показывает, что допускается много спекуляций с цифрами. А к недобросовестным выставочникам должны применяться санкции. Причем, подвергать компании санкциям должны не только выставочные сообщества, но и муниципальные организации, которые участвуют в выставочных процессах.

 

Аудиту быть. Вопрос в другом: некоторые компании совершают преступление против рынка. Аудит, конечно, может быть всеобщим, но как показал опыт, гарантий, что все полученные таким образом данные будут опубликованы, нет.

 

Ярким примером в этом плане является ситуация с аудитом выставок по безопасности. В феврале 2006 года наша компания провела аудит Форума «Технологии безопасности» и во всех своих материалах мы публикуем именно те данные, которые при этом были получены – 28 000 посетителей. В апреле того же года аудит провела компания ITE – организатор выставки MIPS. Мы с нетерпением ждали публикации статистических данных и каково же было наше удивление, когда мы увидели на сайте компании «РуссКом Ай-Ти Системс» 12 154 посетителей, а на официальном сайте выставки MIPS – 34 тысячи! Сейчас руководство компании ITE объясняет это различной степенью достоверности данных. Однако по словам специалистов, различие между максимальной и достаточной степенью достоверности может составлять 10-12%, но уж никак не 300%. А объяснений по поводу еще одной цифры в 20 248 посетителей, которую ITE подали в UFI, так до сих пор и не было.

 

У меня возникает вопрос: почему, проведя аудит, компании позволяют себе подобное? Если это будет продолжаться, то сам аудит потеряет свою весомость и смысл.

 

– На Ваш взгляд, почему аудит не так популярен в регионах, как в столице?

 

– На мой взгляд, это не совсем так. Соотношение более-менее справедливое. Уверен, в скором времени аудит пройдут все более или менее крупные выставки. Ну, а если брать совсем долгосрочную перспективу, то возможно, в будущем и не будет никакого аудита. Когда стабилизируется рынок, необходимость в аудите просто пропадет. Ведь существуют системы электронной регистрации, да и много других возможностей достоверно и объективно анализировать работу выставки.

 

Но на данном этапе аудит необходим – рынок должен восстановить к себе доверие. А это очень большая проблема…


Возврат к списку