ExpoReport №9, 2006. Андрей Лапшин: В ближайшее время произойдет очередной передел рынка

Сколько аудиторских компаний необходимо российскому экспорынку для его эффективного развития? Какова роль РСВЯ в этом процессе? И в чем же принципиальное отличие между работой отечественного аудита и иностранного? На эти и другие вопросы в интервью Expo Report ответил Андрей Лапшин, президент выставочного холдинга MVK.

 

– Андрей Витальевич, как Вы считаете, насколько необходима аудиторская практика российскому экспорынку?

 

– Аудиторская практика себя уже оправдала. Изначально ее было непросто внедрять. Поскольку для нашего рынка это было новым, многие относились к аудиту с недоверием. Но сегодня уже никому не надо объяснять, что если выставочная компания серьезно подходит к своему бизнесу, то аудит – неотъемлемая составляющая его успешного развития. И главное – сегодня любой желающий, будь то участник выставки или организатор, может ознакомиться с результатами аудиторских проверок: в специализированных изданиях есть целые разделы, посвященные этой теме. Мне как руководителю выставочной компании очень интересно увидеть реальные цифры многих мероприятий. Кроме того, учитывая наметившуюся сегодня тенденцию покупки и передачи выставок между организаторами (например, компания ITE недавно купила выставки компании «Максима»), данные по аудиту помогут принять правильное решение.

 

– Многих участников рынка не устраивает тот факт, что пока «РуссКом Ай-Ти Системс» – единственная компания, которая занимается официальным аудитом…

 

– Я считаю, что одной компании вполне достаточно. Официальных аудиторов не может быть много. Большое количество компаний приведет к ухудшению качества аудита и снижению доверия к этим данным. Одна компания, например, будет брать за свои услуги $500, другая – $300, а третий аудитор просто скажет: «Заплатите сто долларов, еще сто – лично мне, и я проведу вам аудит». Кто даст гарантию, что такое исключено? Я считаю, что компания, прежде всего, должна болеть за свой авторитет, а не гнаться за сиюминутной выгодой. «РуссКом Ай-Ти Системс» дорожит своим авторитетом. Поэтому я сторонник того, чтобы на рынке работала одна компания, которая, я уверен, с каждым годом будет наращивать свои объемы и становиться все более известной и востребованной.

 

– Но пока создается ощущение, что аудит более популярен среди столичных организаторов выставок. Между тем, в регионах не спешат проводить мониторинг выставок…

 

– Я считаю, что аудит нужен всем, но убеждать кого-то в этом не стоит. Сегодня, чтобы получить знак Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), надо обязательно провести аудит выставки. Если компания не готова продемонстрировать реальную статистику своего мероприятия, значит, оно не достигло определенного уровня и знак РСВЯ им не нужен.

 

– Что Вы думаете по поводу заявления Сергея Алексеева о том, что в 2006–2007 гг. все выставки, отмеченные знаком тогда еще МСВЯ, должны будут пройти аудиторскую проверку показателей, в противном случае они будут лишены знака Союза?

 

– Это общепринятая практика. Сегодня выставка может быть вполне успешной, а завтра от ее прежних объемов останется треть. Только аудиторская проверка может доказать, что знак Союза действительно дан выставке не просто так, что за ним есть реальные показатели. Если компания проводит выставку, у которой есть знак РСВЯ, то это уже вполне успешная выставка. Значит, организаторы могут выделить из бюджета деньги, чтобы провести аудит и подтвердить знак Союза; а если они не в состоянии оплатить $2–3 тыс., то тут вообще не о чем говорить: пусть РСВЯ забирает эти знаки.

 

– А сколько выставок MVK прошли аудит в этом году?

 

– Три-четыре выставки. В этом году проведем аудит еще двух выставок.

 

– Немного, выставочная программа MVK гораздо больше.

 

– Мы никуда не торопимся. Как только выставка достигает определенного уровня, когда я чувствую, что она действительно стала ведущей отраслевой выставкой и у нее хорошие перспективы для развития – тогда мы заказываем аудит. Если же выставка еще слабенькая, то я даже не говорю на эту тему. Знак МСВЯ и аудит не помогут продавать выставку. Если площадь экспозиции всего 200–300 кв. м, то ее организаторам действительно нет смысла проводить мониторинг, который лишний раз подтвердит несостоятельность проекта. Уж лучше надувать щеки и говорить о ее потенциале, а когда выставка действительно станет перспективной, тогда можно браться и за аудит. Слабому проекту аудит не нужен, он лишь подтвердит, что он слабый. А экспоненты вряд ли захотят участвовать в таком проекте.

 

– Вы действительно считаете, что участники обращают внимание на результаты аудита?

 

– Все придет с годами. Например, в Германии аудиторская практика существует около 30-ти лет. И даже сегодня не все смотрят на эти данные, но уже многие обращают внимание. Думаю, и у нас пройдет не меньше десяти лет, пока экспоненты начнут интересоваться данными аудиторской проверки. Кроме того, многое зависит и от самого организатора выставки. Если он делает на этом акцент, использует статистику как конкурентное преимущество и активно афиширует, то участники волей-неволей обращают на это внимание. Если организатор располагает всеми данными, но не рекламирует этот факт – значит, ему это просто не нужно. Но я думаю, что экспоненту это все равно интересно.

 

– А что Вы думаете по поводу сотрудничества с иностранными аудиторами?

 

 – Мы пока единственная российская компания, которая работает с FKM (Общество добровольного контроля выставочной статистики Германии) и которая присутствует в их справочнике. Правила аудита у FKM и «РуссКом Ай-Ти Системс» одинаковые. Просто когда «РуссКом Ай-Ти Системс» разрабатывала свои правила, они консультировались со мной. И мы брали за основу опыт FKM. Поэтому в работе этих двух аудиторов отличий практически нет: принцип работы, отбор выставок, методики – одни и те же. За исключением, пожалуй, того, что у FKM эта услуга стоит дороже, поскольку непосредственно аудит, по договору с FKM , проводит компания Ernst&Young. Мы сотрудничаем с FKM, поскольку это помогает нам усилить продажи через нашу компанию MVK Gmbh в Европе.

 

– То есть если бы аудит проводила «РуссКом Ай-Ти Системс», то к этим цифрам было бы меньше доверия со стороны немцев?

 

– Пока да. В Германии у FKM есть определенный авторитет, эту организацию поддерживает AUMA – вполне логично, что немецкие экспоненты доверяют данным FKM больше, чем русской компании. Между тем уже многие иностранные компании, которые проводят выставки в России, заказывают аудит своих проектов «РуссКом Ай-Ти Системс». В то же время, если кто-то из организаторов захочет провести свою выставку в Германии, а затем проверить ее статистику, то скорее всего, он обратится к услугам FKM.

 

– Ваше мнение по поводу тех изменений, которые сегодня происходят в РСВЯ. Что Вы думаете по поводу переименования союза из «Международного» в «Российский»? И в связи с этим как Вы рассматриваете перспективы этой организации?

 

– По сути дела союз и есть Российский: большинство компаний, входящих в его состав – российские, и от России исходят все инициативы. Название «Международный союз» было актуально, когда существовали какие-то объединения стран СНГ, но сейчас их больше нет, поэтому для продвижения интересов союза, для отстаивания, прежде всего, интересов отечественных компаний, правильнее было бы называть его российским. Тем не менее, я не вижу проблем для вступления в российский союз компаний из стран СНГ или дальнего зарубежья. Если иностранная компания хочет продавать выставки в России, то помех для вступления в профессиональное сообщество, на мой взгляд, нет.

 

– Но если учитывать все нарекания по поводу работы Союза, которые раздаются с разных сторон, да и его переименование, которое было принято позитивно не многими…

 

– Нареканий много. Любая общественная организация может переживать какой-то кризисный период: через это проходят практически все. Сейчас это связано с неопределенностью целей, неясностью задач. Но РСВЯ – это организация, которая устоялась, у нее есть свои правила и Знак и, наверное, самая главная задача, которую выполняет Союз – это объединение профессионалов и создание условий для их взаимодействия. А то что во время собраний РСВЯ не обсуждаются какие-то глобальные идеи по поводу законов и правил, значит, и нет сейчас каких-то «глобальных идей», проблем, которые могли бы нас всех сплотить. На мой взгляд, сейчас Союз во вполне рабочем состоянии, он проводит собрания, на которые мы все приезжаем и где мы обсуждаем какие-то вопросы, то есть это обычное общение. Почему бы ему и не быть? Этого вполне достаточно, и не надо включать в задачи Союза какие-то надуманные идеи.

 

– Так каким должен быть Союз в идеале?

 

– Он уже идеален – таким он и должен быть. Ничего он больше не сделает. РСВЯ выполняет те же функции, что и UFI: проводит семинары, организовывает встречи своих членов, взаимодействует с мировым сообществом и имеет свой знак. Этого для нашего Союза вполне достаточно, а разрабатывать какие-то этические правила и бороться с конкуренцией – это бесполезные идеи. Сейчас рынок переживает новый виток развития. Начинается строительство новых выставочных площадок в регионах. В ближайшее время произойдет очередной передел рынка. Только не в Москве, а в регионах. Это же для всех очевидно.

 

– А MVK в этом переделе участвовать собирается?

 

– Не знаю. Пока нам и Москвы хватает.


Возврат к списку