Expo-Vedomosti №6,2006. Смородова Л.С. «Мы должны говорить с мировым выставочным сообществом на одном языке»

От редакции: На протяжении последних десяти лет в своих изданиях – газете «Удача-Экспо» и журнале «Экспо Ведомости» – мы говорили о сомнительной достоверности существующей выставочной статистики, о необходимости применения четкой терминологии и единых правил сбора статистических данных, о введении в России независимого аудита выставочной статистики.

 

Возвращаясь сейчас к этой теме, можно с удовлетворением отметить, что, пожалуй, это практически единственная проблема выставочного бизнеса, в решении которой наметился определенный прогресс.

 

Ровно год назад, в декабре 2004 года на Общем собрании МСВЯ в Санкт-Петербурге были приняты поистине исторические решения о введении у нас независимого выставочного аудита, и определена компания, которая этим должна заниматься – «Русском Ай-Ти Системс».

 

Какова ситуация сегодня? Что сделано? На вопросы редакции отвечают Исполнительный директор Международного Союза выставок и ярмарок Людмила Сергеевна Смородова и генеральный директор компании «Русском Ай-Ти Системс» Андрей Кузьмич Жуковский.

 

Л.С. Смородова, исполнительный директор Международного Союза выставок и ярмарок

 

– Заканчивается первый год выставочного аудита, введенного с февраля 2005 года в России и странах – членах МСВЯ. Хочу рассказать о первых его результатах и о своем мнении о важности этого направления деятельности Союза.

 

Под контролем Исполнительной дирекции Союза прошли проверку 45 выставок двадцати двух членов МСВЯ в 11 городах России, Украины и Молдовы.

 

Пионерами в регионах России и других странах-членах МСВЯ выступили из Краснодара – ВЦ «КраснодарЭКСПО»; из Ростова-на-Дону – «Вертолэкспо»; «Примэкспо» и «Рестэк» из Санкт-Петербурга, «Алтайская ярмарка» – из Барнаула; из Сочи – «СОУД-Сочинские выставки», «Экспо-Волга» из Самары, «Кузбасская ярмарка» из Новокузнецка, «Уралэкспоцентр – Евро-азиатский выставочный холдинг» из Екатеринбурга, «Полипроджект Эксибишн» из Кишинева; «Экспоцентр Украины» из Киева.

 

Среди «первооткрывателей» преобладали московские компании: «ПИК «Максима», РВК «Эксподизайн», ГАО ВВЦ, «РЛП-Ярмарка», «Оргтехцентр «Интероптторг», МВК, «Экспо-Экос», «Меди Экспо», «Экспоцентр».

 

Могут сказать, что из 1000 мероприятий, ежегодно проводимых членами Союза, такое число проверенных выставок и ярмарок, как «капля в море». Уверена, что это не так. Ведь даже в Германии, где FKM действует с 60-х годов прошлого века, аудитом охвачены не 100% торговых ярмарок.

 

На первом этапе мы ожидали даже меньших цифр, полагая, что аудит ограничится выставками, подаваемыми на присвоение Знака Союза. Однако почти половина заявок была подана только на аудит. А это значит, что организаторы изъявили желание лишний раз проверить себя и подтвердить уровень качества своих мероприятий аудиторскими свидетельствами.

 

А к каким выставкам повернется лицом «участник» и «посетитель» выставок? В большей мере к тем, показатели которых проверены и официально подтверждены независимой аудиторской фирмой. Кстати, в Каталоге МСВЯ «Выставки. Ярмарки. 2006» впервые публикуется проверенная выставочная статистика с пометкой «Аудит 2005».

 

Практически подтвердилась ошибочность заявлений о ненужности этой работы, и о том, что выставочный аудит могут проводить обычные аудиторские фирмы, и количество этих фирм может быть неограничено. Во всемирной выставочной индустрии давно сложилась и успешно действует практика – «одна фирма, специализирующаяся в выставочном аудите, на страну». Действительно, выставочный аудит – это специфический вид деятельности, во многом «технический», хотя и финансовый тоже. И эту функцию добросовестно и по щадящим ценам выполняет уполномоченная нашим Союзом аудиторская фирма ООО «РуссКом Ай-Ти Системс», признанная и UFI, и FKM. Справедливости ради хочу добавить, что в России работает и представительство аудиторской фирмы, уполномоченной FKM, – Ernst&Young Moscow, но совсем по другим расценкам.

 

Давайте теперь остановимся на правилах сбора и контроля выставочной статистики. В течение ряда лет мы пользовались собственными утвержденными Правилами, приближенными к правилам FKM. В этом году 72-м Конгрессом UFI в Москве были ратифицированы новые основные определения и нормы подсчета основных показателей выставок, которые UFI рекомендует использовать всему выставочному сообществу мира. Несомненно, для соблюдения сопоставимости выставочных показателей в разных странах мира мы не можем оставаться в стороне от произошедших изменений.

 

Мы должны говорить с мировым выставочным сообществом на одном языке, одинаково понимая, что такое выставка/ярмарка, прямой и коллективный участник, посетитель-специалист и т.п. Достичь этого позволяет и выставочный аудит, максимально сокративший разрыв в определениях и нормах подсчета на международном уровне.

 

Однако хочу отметить, что кардинально наши правила и нормы не изменились. Есть уточнения, упрощены толкования и нормы подсчета, исключены неоправдавшие себя определения.

 

Предлагая здесь новый проект Правил контроля выставочной статистики, обращаю ваше внимание на отдельные существенные моменты – обновленные определения понятий «прямые участники», «национальная принадлежность прямых участников», введение наряду с определением «посетитель» понятия «посещение». Что касается числа посетителей и посещений, то мы будем принимать информацию только по посетителям, чтобы избежать при публикации несоответствий.


Возврат к списку