ExpoReport №10, 2005. Статистика под присмотром

Необходимость существования на отечественном рынке единой системы сбора выставочной статистики обсуждалась давно. В 2005 г. лед наконец-то тронулся. Независимая компания «РуссКом Ай-Ти Системс» была признана единственным аудитором выставочной статистики на территории России, других стран СНГ и государств Балтии. С принятием в МСВЯ такого решения игроки экспобизнеса заговорили об окончании периода стихийного формирования выставочного рынка России.

 

О стабильности выставочного рынка в последнее время говорится довольно часто. Однако верится в нее с трудом. В реальности большинство игроков экспобизнеса до сих пор искажают данные о проводимых ими мероприятиях. И не секрет, что за этим стоят обычные приписки. На современном отечественном выставочном рынке ситуация выглядит примерно следующим образом: один организатор официально заявляет, что его выставку площадью 7 тыс. кв. м нетто посетило 35 тыс. человек, выставочные союзы молча соглашаются, СМИ все это печатают. При этом большинство понимает, что специалистов на это мероприятие пришло значительно меньше, хотя тоже немало – навскидку примерно 7 тыс. человек!

 

Нередко объявляется, что аудитория выставки – четко выверенная, целевая, что приходили именно нужные экспонентам люди. Но при обработке анкет выясняется, например, что 70% посетителей – студенты, а вовсе не специалисты, и тем более не первые лица компаний.

 

Чтобы проверить заявленные цифры, и нужен независимый аудит. А это большие затраты.

 

МСВЯ действует

 

На одном из собраний МСВЯ его президент Сергей Алексеев озвучил интересные факты: по действующей статистике Россия суммарно за год продает площадей на всех выставках в два раза меньше Германии, при этом посетителей у нас в два раза больше. Очевидно, цифры завышаются. Причем нередко, по признанию директора компании «РуссКом Ай-Ти Системс» Андрея Жуковского, организаторы завышают статистические данные в пять, а то и в десять раз. К чему это приводит и зачем это делается – тоже всем понятно. Это один из способов конкурентной борьбы, причем не совсем добросовестный, ведь недостоверные данные вводят в заблуждение экспонентов.

 

По мнению ведущих операторов выставочного рынка, сегодня все же наметилась положительная тенденция в отношении предоставления организаторами достоверных статистических данных. «С 1 января 2005 г. в России начался официальный выставочный аудит. Поистине революционными можно назвать принятые МСВЯ решения по контролю за выставочной статистикой, – говорит Андрей Жуковский. – Наша компания – независимая от организаторов выставок российская фирма, имеющая соответствующие наработки в области выставочного аудита».

 

МСВЯ были утверждены «Правила добровольного контроля выставочной статистики членов Международного Союза», где есть все определения: кого считать посетителями, участниками, что такое площадь нетто, брутто и т.д. Аудит сегодня является делом добровольным, но один из пунктов правил гласит: «Проверка обязательна для выставок, подаваемых на добровольную сертификацию с присвоением знака Союза». «РуссКом Ай-Ти Системс», в свою очередь, заявляет о готовности обеспечить на всем отечественном рынке сопоставимость и достоверность.

 

Главным результатом прошедших девяти месяцев с момента появления в России и странах СНГ официального выставочного аудита можно считать создание работающей системы проверки статистических показателей выставок. Аудитом стали пользоваться выставочные организаторы на территории всей страны, как в Москве, так и в регионах. По состоянию на 26 сентября 2005 г. проверку прошло 39 выставок. Международное сообщество, прежде всего в лице UFI, признало достоверность этого аудита. Достигнуты договоренности с ФКМ о публикации российских данных в их Европейском сборнике. Итог? Россия, наконец, вступила на цивилизованный путь работы с выставочной статистикой. В этом несомненная заслуга всего выставочного сообщества. Это приятно и вызывает заслуженное удовлетворение.

 

Цена вопроса

 

Вообще, аудит предполагает довольно объемную процедуру подготовки самой выставочной компании, которая решила его осуществить. «Надо обеспечить зону регистрации, оснащенную достаточным числом компьютеров, чтобы не было очередей, – рассказывает президент холдинга MVK Андрей Лапшин. – На компьютерах должны быть установлены соответствующие программы, машины должны обслуживать люди. Этот временный штат надо набрать и обучить. Нужно заказать считыватели штрих-кодов с выдаваемых в процессе регистрации беджей, а также, разумеется, людей, которые с этими считывающими устройствами будут работать. После выставки надо обработать анкеты с вопросами, собранные у посетителей. В итоге аудит выставки стоит $10–20 тыс.».

 

Тем не менее, признанный МСВЯ аудитор предоставляет сегодня свои услуги по гораздо более низкой цене: аудит средней выставки в 2 тыс. м нетто обойдется в $800. Причем работает он не только в Москве: у «РуссКома» около 30-ти представительств в регионах. Выставочные компании, находящиеся в городах, где нет представительства аудитора, оплачивают, помимо прочего, проезд и проживание специалистов.

 

По словам директора «РуссКома», в 2003–2004 гг. аудит ни на что не влиял, и его результаты не имели никакого официального статуса. Соответственно желающих его проводить не было. Проверка разовых выставок носила целиком имиджевый характер.

 

Примечательно, что по результатам первого года официального аудита в стране МСВЯ планирует выпустить свой справочник (начало 2006 г.). Другое дело, сколько в итоге открытых статистических данных в нем прочитают экспоненты? «На мой взгляд, организаторы, которые не боятся проверки предоставляемых ими данных, будут не только не против, но и целиком за реализацию подобной стратегии в выставочном сообществе, – считает Татьяна Мехоношина, руководитель отдела маркетинга «M.S.I.–Евроэкспо». – Ведь это дополнительный фактор, который не только способствует продвижению выставочного мероприятия, но и является еще одним косвенным инструментом привлечения участников и посетителей – т.е. увеличения объема продаж».

 

Конкуренция аудиторов

 

Возникает еще вопрос: а есть ли вообще необходимость проводить мониторинг крупных, брендовых выставок, в которых «лист ожидания участия» и без аудита огромен? По мнению некоторых участников выставочного бизнеса, это, конечно, зависит от самих организаторов. Необходимо помнить и то, что развитие выставки целиком зависит от развития самой отрасли и рынка в целом. Поэтому  в  данном  случае  нельзя  говорить  о постоянстве  статуса выставки – он неизменно меняется в какую-либо сторону.

 

С другой стороны, в 2004 г. холдинг MVK заказал Немецкому обществу добровольной проверки статистических данных FKM аудит своих выставок Analyticaexpo'2004, «Строительная неделя в “Сокольниках”», «Росупак», Международный форум PCVEXPO (Насосы. Компрессоры. Арматура), «Полиграфинтер». В 2005 г. «Строительная неделя в “Сокольниках”» снова прошла аудит FKM. Почему FKM? «Здесь логическая цепочка простая, – объясняет Андрей Лапшин. – Германия – мировой лидер выставочного рынка, ее опыт никто не дерзает подвергать сомнению. Если перенимать чужой опыт, то, естественно, надо брать лучшее. Возможно, однажды единственным аудитором для нас станет «РуссКом». Когда настанет это «однажды»? Когда «РуссКом» станет таким же брендом, как FKM».

 

На одной из пресс-конференций Андрей Лапшин заявил: «Если перед зарубежным экспонентом стоит задача, в какой из трех выставок участвовать, то он выберет ту, статистика которой достоверна и имеет независимое подтверждение. Из этого будут расти квадратные метры, участники и посетители. По правилам работы FKM ежегодно выбирает уполномоченную компанию, которая проверяет выставки партнеров FKM во всех странах. Сейчас уполномоченным аудитором является компания Ernst & Young. Теперь на наших выставках появляются национальные стенды Германии, приезжают экспоненты из Канады и США, что всегда считалось на российском рынке едва ли не экзотикой».

 

 Аудит в массы

 

Итак, система аудиторской проверки выставочной статистики доказала свою жизнеспособность и необходимость в нашей стране. Понятно, что аудит организаторы «распробовали», ничего страшного в нем не нашли, а значит, будут использовать его и дальше. По крайней мере, те, которые захотят вступить в UFI или получить знак МСВЯ. Однако это еще не все. Как записано в правилах МСВЯ, «основная цель добровольного контроля выставочной статистики – подтверждение ее достоверности». Другими словами, аудит – не просто средство к получению почетного знака или вступлению в международную организацию. Аудит в первую очередь – средство конкурентной борьбы, способ привлечения новых экспонентов. Следовательно, результаты аудиторской проверки должны быть максимально доступны. Как же обстоит дело с этим сегодня? Пока сведения о проверке конкретного проекта доступны самой компании-аудитору, исполнительной дирекции МСВЯ и организатору выставки.

 

Кроме того, эта информация публикуется. Во-первых, на сайтах, МСВЯ (www.uefexpo.ru) и компании-аудитора (www.it-systems.ru). Во-вторых, в течение года с аудиторскими свидетельствами могли ознакомиться читатели ER. В-третьих, как отмечалось выше, в конце года МСВЯ планирует издать сборник, в котором будут опубликованы результаты аудиторских проверок. Данные проверок будут опубликованы и в европейском справочнике FKM.

 

Однако потребителями этой информации в первую очередь оказываются организаторы выставок, а уже во вторую – экспоненты. Тем не менее, именно для них важны результаты аудиторских проверок, именно они первые потребители этой информации. Каналы распространения данных об аудите, которые в настоящий момент существуют у нас в стране, явно не достаточны. В связи с этим в «РуссКом Ай-Ти Системс» вместе с исполнительной дирекцией МСВЯ всерьез задумались о разработке и принятии единой национальной программы продвижения результатов выставочного аудита. «Результаты аудита не должны «вариться» в выставочном сообществе, они должны предаваться широкой огласке, «продвигаться» среди конечных клиентов – участников и посетителей выставок, – считает Андрей Жуковский. – Результаты аудита должны стать одним из удобных, реально действующих инструментов в определении качества выставочного продукта. Только после этого процесс аудита станет логически завершенным. Мы считаем, что утверждение и реализация программы продвижения аудита является одной из самых приоритетных задач».


Возврат к списку